Российская мебель 1 декады XIX века

17.09.2012
Российская мебель 1 декады XIX века

Для мебели 1 декады XIX века отличительно воссоздание форм и соотношений античной мебели со подтянутыми и роскошными элементами: прямыми ножками, суживающимися книзу, круглыми либо прямоугольными в сечении; нетяжелыми спинками с прорезями, к примеру, повторяющий вид лиры или же пальметты. Взамен крашенной мебели, нередко встречавшейся в предшествующий период, создается мебель полированная; более популярные породы дерева - ясное красноватое дерево, орешек, карельская береза. При всем при этом структура древесины, натуральный набросок среза, - весомый украшающий составляющее: профессионалы нередко соединяли фанеру с различными рисунками в некоем продукте. По силуэту главных плоскостей мебели часто полосой размещалась вставка из темного дерева, к примеру, мореного дуба, темного орешка либо из иной древесины, тонированной под темное дерево.
Резьба, как составляющую украшающего экстерьера, в 1 декаде XIX века применяется жадно; при всем этом ее нередко тонируют под черную античную бронзу, покрывая позолотой составной части. Резьба используется в спинках, опорах подлокотников, в оформлении ножек столов и секретеров, и еще в верхней доли шифанеров. Главные темы декора - пальметты, музыкальные приборы (нередко на спинках), гермы (повторяющий вид древних герм оформлялись, к примеру, верхние доли ножек столов и бюро), сфинксы, крылатые львы и грифоны (опоры локотников), розетты, листья аканта, рог изобилия, разного вила профилированные пояски.
Внедрение бронзы в декоре российской мебели начала XIX века отличительно для населенных пунктов, имевших превосходно налаженные торгашеские контакты с Западной Европой, коя поставляла художественные бронзы. А именно, таковая мебель обычна для Петербурга данного времени. В Столице и прочих населенных пунктах, не имеющих таковых контактов, заместо бронзы в декоре употребляли фигуры и узоры, вырезанные из дерева, тонированные и позолоченные. От случая к случаю по краю плоскости находилась полоса латуни с черненым рисунком на блещущем фоне, или, напротив, с блещущим рисунком на черненом фоне. Для столичной мебели данного времени отличительны звездные небеса, меандры, сочетания 2 листьев. Столичная мебель начала XIX века имеет наиболее мощные формы, нежели петербургская.
В декоре мебели начала XIX века нередко встречается разукрашенное стекло с древними темами и узорами. Стекло применялось в 2 главных цветовых сочетаниях: темное с золотом или же голубое с золотом, при всем этом золото могло выступать в виде фона для голубого либо темного рисунка, а могло образовывать набросок на голубом либо черном фоне. Округлые либо прямоугольные вставки разукрашенного стекла закреплялись в дверцах шкафчиков, в столешницах и так далее
В экстерьерах дворянских имений и зданий еще с XVIII века нередко встречались пристенные столы-консоли и нетяжелые столики разного назначения; они отличительны и в первую очередь XIX века, и различаются свойственными чтобы достичь желаемого результата времени жесткими пропорциями и композицией. Обширное распространение получают трехногие столики, повторяющие формы древних жертвенников. В записках, датированных 1805 годом, современник подмечает: "Все делалось a l'antique. Повсюду возникли алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курильницы и столики повторяющий вид треножников".
По дошедшим до нас описаниям и воспоминаниям современников, нам предоставляется возможность составить себе представление про то, как в первых числах XIX века обставлялись комнаты. В комнат для гостей размещалась категория мебели, состоящая из дивана, так именуемого "преддиванного" стола и нескольких кресел. Порой в некой комнате ставили немного этих групп, отделяя их между собой жардиньеркой с вьющимся плющом или же иным растением. В просветах меж окошками находились зеркала с подзеркальными столами. В жилых комнатах нередко ставили трюмо, первый раз попавшее в российский обстановку в конце XVIII века и туалетные столики. Специального контраста добиваются формы мебели для сиденья. В дворянских жилищах бывает замечена очередная комната, именуемая диванная. Формы диванов в XIX веке очень многообразны. Перво-наперво столетия отличительны прямоугольные очертания диванов.
Особенное место в российском мебельном искусстве 1 декады XIX века занимает дворцовая мебель из красноватого дерева и карельской березы. Новенькая дворовая мебель нередко предназначалась для наиболее ранешнего экстерьера. К примеру, мебель, творимая по планам зодчего А.Н. Воронихина для неких залов Павловского замка.